После окончания общеобразовательной школы многие решают продолжать обучение в вузе. И вот, став студентом, первокурсник приходит в вуз и оказывается в новой незнакомой для себя социальной среде: новые преподаватели, однокурсники, учебные предметы, правила организации учебного процесса и мн. др. Как проходит адаптация первокурсников в новой социальной среде? С какими проблемами они могут сталкиваться?
Специальные мероприятия, направленные на облегчение и улучшение адаптации первокурсников, в вузах проводить почему-то не принято. Основной упор сразу идет на учебу. После праздника 1 сентября и непродолжительного общего собрания для студентов, где предоставляется краткая информация о вузе, первокурсники приступают к учебе и, по сути, предоставлены сами себе.
День первокурсника и посвящение в студенты, к сожалению, зачастую являются формальностью и не выполняют функцию адаптации студентов. A качество обучения и степень усвоения учебного материала зависит, однако, в том числе и от адаптации первокурсников в новой среде.
Чаще всего студенты знакомятся друг с другом и с вузом самостоятельно. Иногда в этом помогают старшие товарищи или преподаватели. В целом процесс адаптации первокурсника в новой для него вузовской среде происходит стихийно. В результате одни студенты быстро ориентируются в новом пространстве: знакомятся с другими студентами и преподавателями, записываются в библиотеку, находят нужную аудиторию и изменения в расписании, a другим на это требуется больше времени, поэтому в первые месяцы обучения в вузе некоторые первокурсники могут находиться в прострации.
Лекции в вузе диктуются в достаточно быстром темпе, и никто не ждет отстающих, многие дополнительные учебные материалы нужно находить самостоятельно, у преподавателя нет любимчиков – он просто ничего не знает о новых студентах, за пропуски занятий тоже никто не ругает…
Первокурсники обычно не сразу осознают новый уровень ответственности (a не только свободы) при переходе из школы в вуз: преподаватели больше не будут вызывать родителей в школу и информировать их об академической неуспеваемости, поэтому нужно самостоятельно решать возникающие проблемы и искать ответы на возникающие вопросы.
Что же делать студенту, чтобы помочь самому себе привыкнуть к новому учебному заведению и его укладу?
Своевременная адаптация к вузу является, несомненно, залогом успешного освоения специальности и вступления в профессиональное сообщество.
С одной стороны, отсутствие в вузах мероприятий по облегчению и ускорению адаптации новобранцев замедляет процесс включения студента в новую социальную среду, с другой же – необходимость самостоятельно решать этот вопрос развивает ответственность, социальные навыки и является неплохой школой жизни.